Поделиться

Нерыночные условия сотрудничества, которые сложились  из-за значительной отсрочки платежей за поставленную производителями продукцию, годами беспокоят украинский бизнес. Как эффективнее организовывать работу с торговыми сетями, на круглом столе обсуждали представители Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, представители аналитических центров, производителей молока, хлебобулочных изделий, аграрной продукции, напитков, мясной продукции, морепродуктов, и проч.
Участники обсуждения отметили, что в Украине сложилась ситуация, когда в некоторых регионах наблюдаются проявления превалирующей рыночной силы отдельных торговых сетей. Используя такое положение, они навязывают агропроизводителю или переработчику невыгодные ему условия сотрудничества. Удельный вес торговых сетей в общих объемах продаж пищевых продуктов в Украине на 1 июля 2021 года составляет более 70%.
Такие торговые сети безосновательно откладывают расчеты за полученную продукцию. Зачастую производитель вынужден ждать средства за свой товар в течение 90, а то и 120 дней (а фактически оплата может поступить производителю и на 160 день), что приводит к постоянному дефициту у него оборотных средств .  Для торговых сетей в свою очередь эти средства стают беспроцентным кредитом, которым они пользуются в течение нужного им времени.
Поэтому украинские производители, которые создают рабочие места и производят продукцию со значительной добавленной стоимостью, становятся неконкурентоспособными по отношению к иностранным поставщикам аналогичной продукции, имеющим дешевый финансовый ресурс. Рынок постепенно монополизируется, поскольку каждый новый супермаркет способствует закрытию небольших магазинов вокруг него.
Таким образом, минимизируется прибыль агропроизводителей и переработчиков, замораживаются их оборотные средства - это сокращает возможности для развития производителей. По оценкам экспертов рынка, около 5 млрд долларов (если брать для расчета превышения 30-дневной отсрочки) вымывается оборотных средств из всех производителей и ими беспроцентно пользуются торговые сети. Также отдельные сети вообще исчезают со значительными финансовыми ресурсами производителей,  в таких случаях насчитывается уже десятки за последние 10 лет.
В то же время европейские производители имеют более дешевые кредиты, получают значительные дотации и льготы и зачастую предоплату наших торговых сетей. Учитывая стоимость финансовых ресурсов для украинского бизнеса и отсрочек сетей – украинский производитель только поэтому проигрывает в 8-10% в ценовой борьбе. Такие условия нивелируют возможность развития украинских производителей, не способствуют платежной дисциплине и не защищают конкурентную среду.
В целом, искажение рынка вредит всем гражданам Украины – оно приводит к более высоким ценам на продукцию, сокращает количество рабочих мест в Украине, ухудшает торговый баланс и в целом негативно влияет на экономику страны.
В ЕС эта проблема урегулирована. Уже несколько лет действует отдельная Директива Европейского Парламента и Совета по недобросовестной торговой практике между предприятиями в сфере сельского хозяйства и продовольствия. Она запрещает действия, которые могут рассматриваться как недобросовестные отношения между покупателями и поставщиками.
В Украине для улучшения состояния защиты от недобросовестной конкуренции, установления рыночно справедливого распределения прибавочной стоимости на цепи производитель-переработчик-потребитель), обеспечения продовольственной безопасности необходимо внести изменения в законодательство, которые будут направлены на имплементацию директивы ЕС 2019/633.

По итогам круглого стола участники сформировали набор предложений, реализация которых приведет к решению проблем и урегулированию ситуации:
1.    Законодательно ограничить предельные сроки осуществления расчетов за приобретение товаров у поставщиков пищевых продуктов, предусмотреть ответственность за нарушение этих норм и эффективный контроль со стороны ГППС и АМКУ.
2.    Определить, что рекламные, маркетинговые, логистические услуги, услуги по подготовке, обработке, упаковке пищевых продуктов, другие услуги, связанные с реализацией пищевых продуктов конечному потребителю – могут предоставляться субъектом торговой деятельности исключительно на основании заключенного с поставщиком пищевых продуктов отдельного договора о торговом сотрудничестве, на добровольных началах.
3.    Определить перечень условий, которые должны быть запрещены устанавливать в договоре купли-продажи (поставки) пищевых продуктов,
4.    Предусмотреть, что субъект торговой деятельности, владеющий торговой сетью, несет субсидиарную ответственность по обязательствам субъектов торговой деятельности, связанным с ним отношениями контроля в смысле статьи 1 Закона Украины «О защите экономической конкуренции».
5.    Предусмотреть дополнительные функции для АМКУ, чтобы мониторить нарушения по договорам между производителями и торговыми сетями и применять штрафные санкции к нарушителям.

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ
Все новости
СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Есть вопрос или бизнес-предложение?
Напишите нам.

Добавить файл